Первый огонек - огонек знакомства «Расскажи мне о себе» проводят вожатые.
Задача: углубить знакомства ребят друг с другом, сформировать доброжелательное отношение к каждому члену отряда.
Педагогическая задача огонька первых дней - научить ребят правилам поведения и выступления на огоньке, приучить их к мысли о том, что вечером они будут собираться вместе и анализировать каждый в лагере прожитый день.
При проведении огонька необходимо создать необычную обстановку. Например, ребята идут на огонек особой тропой, не лишенной «опасностей», и поэтому мальчики помогают девочкам. При рассадке вожатый обращает внимание на то, чтобы мальчики и девочки сидели «вперемешку», чтобы места были удобны для каждого, и чтобы каждого из ребят было видно всему отряду. Если в отряде два вожатых и пришли взрослые - друзья отряда, то очень важно, чтобы места взрослых разбивали круг на равные части. Это важно, чтобы внимание не сосредотачивалось только на взрослых, а также потому, что взрослые задают свой образец общения.
Схема проведения огонька: настрой (исполнение какой-нибудь орлятской песни); небольшое вступительное слово вожатого, которое он в непринужденной форме говорит о начале смены, о задачах и традициях огонька «Расскажи мне о себе». По традиции каждый рассказывает о себе - о том, чем он любит заниматься, какие ему люди нравятся, чего он ждет от этой смены; поскольку все мы члены одного отряда, то сегодня должен высказаться каждый; очередность нашего разговора будет соблюдаться с помощью символа - свечки, пера, шишки и т.п. Хорошо, когда по кругу передается такой «символ откровения». Еще лучше, если в отряде есть свой талисман; разговор о себе начинает второй вожатый, рассказывая о себе, он дает схему рассказа (имя, чем занимается, хобби, о людях и об идеальных отношениях с людьми и т.д.), затем передает по часовой стрелке символ, и рассказ продолжает уже ребенок, затем рассказы детей идут по кругу; примерно через каждые 15-20 минут вожатый делает паузу, чтобы разговор не был монотонным, - это вечерние песни, стихи и рассказы ребят из прошлых смен. Чтобы ребята не засиделись в одной позе, можно придумать и ввести в середине огонька какой-либо сюжет с движениями, но такими которые не нарушали бы общего настроя на вечерний огонек. Завершается огонек словами вожатого, в которых он высказывает надежду, рисует оптимистическую перспективу этой смены. Завершить огонек можно так: попросить всех ребят встать в круг («вперемешку» мальчик, девочка), рассказать легенды об орлятском круге, о том, почему именно так нужно стоять, и почему правая рука на плече у правого соседа, а левая на талии у правого. Можно выразить это в виде стихотворения:
«Слева друг и справа друг,
Чуть качнулся отрядный круг.
Тут лишь о главном услышишь слова
Руки в размахе крыльев орла:
Справа на плечи, а слева на пояс,
Тихо звучит о серьезном твой голос.
Круг не разрывный, нельзя разорвать,
В центр, лишь прощаясь, можно вступать».
Затем исполняется песня «Разговоры еле слышны» или любая другая любимая песня отряда.
Огонек можно завершить вот такой речевкой, которую произносят вполголоса:
«День отшумел,
И ночью объятой
Лагерь зовет ко сну.
Доброй вам ночи наши ребята (произносят только девочки),
Доброй вам ночи наши девчата (произносят только мальчики),
Доброй вам ночи вожатые наши,
Завтра нам снова в путь».
И прыгая вокруг своей оси на правой ноге, взяв при этом себя за левое ухо, трижды произносят: «Чтоб нам зам завтра повезло!». Затем говорят «Спокойной ночи всем!». Говорят, что это лучшее средство для удачного дня.
|