Возрастные
особенности детей.
В лагере
особенно проявляются возрастные и
индивидуальные различия и особенности детей и подростков, на которые педагогам
следует обращать особое внимание при планировании и организации временного
детского сообщества.
Дети 7-9-летнего
возраста имеют следующие возрастные
характеристики :
·
высокий уровень активности;
·
процессы возбуждения преобладают над процессами
торможения;
·
эмоциональная непосредственность;
·
повышенная работоспособность, но в то же время
высокая утомляемость, в следствии чего
необходим отдых в течении дня ;
·
Высокая
потребность в игре ,движении, во
внешних впечатлениях;
·
Предпочтение к шумным коллективным играм;
·
Высокая чувствительность к критике со стороны
взрослых;
·
Сознание различий пола;
·
Становление независимости;
·
Развитие социальных эмоций, подчинение своих
интересов интересам группы;
·
Нередки случаи возникновения различных страхов (
боязнь темноты, высоты, одиночества, фантастических существ, драк, травм,
неудач, антипатий окружающих );
·
Желание проигрывать позитивные социальные роли;
·
Желание быть полезным;
·
Становление чувства ответственности;
·
Стремление научиться общаться с людьми вне семьи;
Рекомендации:
·
Проводите больше
активных шумных игр на протяжении всего периода пребывания в лагере , желательно
--- на свежем воздухе;
·
Развивайте умение лазать , пользоваться
качелями.
·
Во избежание травматизма, уделяйте максимум
внимания и не оставляйте ни в коем случае без присмотра;
·
Чередуйте активные и релаксационные виды
коллективной и индивидуальной деятельности;
·
При коллективном чтении используйте
фантастическую, приключенческую литературу, книги о путешествиях,
юмористические рассказы;
·
Сочиняйте небылицы, сказки ,новые продолжения
известных сказок и т.п.,больше фантазируйте, развивайте воображение,память,
другие психические процессы.
·
Даже в шутку никогда не пугайте детей;
·
Не бойтесь поручать детям ответственные дела;
·
Никогда не критикуйте личность ребенка ,а только
его поступок;
·
Чаще замечайте в ребятах хорошее, доброе.
( игры и
рекомендуемые занятия смотри в приложении)
Дети
10-12-летнего возраста имеют следующие возрастные особенности:
·
Повышенный интерес к людям ,их социальным ролям
, текущим событиям , природе;
·
Высокий
уровень активности;
·
Ориентирование больше на действие, чем на
размышление;
·
Настроение подвержено колебаниям;
·
Высокая чувствительность к обидам , критике,
подвержены ревности;
·
Энергичность ,настойчивость , быстрота ,
энтузиазм;
·
Нередки непродолжительные взрывы гнева ,
агрессии;
·
Потребность в постоянном действии, стремление к
большой мускульной активности;
·
Осознание себя в группе ,объединение в группы по
интересам;
·
Развитое самосознание , боязнь поражения;
·
Девочки сильно опережают в психическом и
физическом развитии мальчиков;
·
Разделение полов;
·
Стремление к соперничеству , частые споры со
сверстниками;
·
Мнение группы более важно чем у взрослых;
·
Развитое
воображение и эмоциональность ;
·
Уверенная независимость от взрослых, в тоже
время тенденция к усилению любви к некоторым взрослым;
·
Повышенный интерес к деятельности вне помещений;
·
Стремление к общению со взрослыми;
Рекомендации:
·
Проводи больше командных игр на воздухе (веселые
старты, эстафеты ,
спортивные командные соревнования и сюжетно – ролевые игры и др.);
·
Развивай у детей чувство ответственности за
собственную деятельность и ее конечный результат;
·
Старайся не проводить игры соревновательного
характера между мальчиками и девочками ,наоборот, добивайся сплочения посредством
включения обоих полов в одинаково значимую деятельность;
·
Старайся разнообразить виды взаимодействий с
детьми , расширяй круг их познавательных интересов;
·
Всегда
поддерживай свой авторитет;
·
Люби всех одинаково; не допускай появления "любимчиков”;
·
Не позволяй манипулировать собой , это может
стать причиной потери авторитета;
( игры и
рекомендуемые занятия смотри в приложении
)
Дети 13 – 15 лет
характеризуются следующими возрастными особенностями:
·
Достижение половой зрелости;
·
Развитие девочек опережает развитие мальчиков на
2 года, но девочки интересуются мальчиками раньше, чем мальчики девочками;
·
Беспокойство о внешности;
·
Высокая социальная активность, особенно в группе;
·
Проявление лидерских качеств;
·
Увеличение сознания роли полов и обучение в этой области;
·
Основная проблема – достижения независимости от
семьи;
·
Высокая ранимость;
·
Сокрытие истинных чувств за напускной
небрежностью, цинизмом;
·
Подвергает сомнению авторитет взрослого;
·
Потребность в общении "на равных”;
·
Поиск себя и самосознания;
·
Потребность в принятии ребенка среди
сверстников;
·
Время выбора профессии;
·
Опыт первой любви.
Рекомендации :
·
Руководи поведением без излишнего вмешательства
и угроз;
·
Предоставляй свободу выбора и возможность
принятия самостоятельного решения;
·
Акцентируй внимание на тех взаимодействиях,
главной целью которых является
сплочение группы;
·
Постарайся стать для них старшим другом, но не
переходи на "панибратские отношения”, держи необходимую дистанцию;
·
Проводи игры и занятия на взаимодействия полов;
·
Стремись создать ситуацию успеха для каждого
ребенка;
·
Привлекай детей к социально значимой
деятельности;
·
Обучай навыкам психологической защиты;
·
Чаще беседуй с ребенком наедине о его проблемах;
·
Проводи игры, занятия, целью которых является
содействие профориентации подростка (бизнес, психология, экономика, менеджмент,
интеллектуальные и деловые игры и т.п.);
·
Учитывай разнообразие интересов и
противоречивость подростков, которые используют "свободу” от школы и семьи для
самоутверждения среди сверстников и взрослых, приспособление в изменившихся
условиях их жизни.
|